P O S T - NEW RUSSIAN WAVE В 30-е годы роман "Улисс" , уже тогда в общем признанный классикой ХХ века, с продолжением печатал журнал "Интернациональная литература". Журнал собирались закрывать. Чтобы спасти публикацию романа делегация советских писателей поехала к Джойсу вырвать у него призние в любви к Советской власти : тоже ведь революционер - правда в литературе , искусстве . Весь вечер разговор ходил вокруг да около, пока один литератор , из бывших матросов , без обиняков спросил: "А как Вы относитесь к Великой Октябрьской?" Джойс хоть и не сразу, но ответил: "Ваша революция относится к внешним событиям истории человечества, а меня в данное время интересуют события внутренние." Журнал "Интернациональная литература" прикрыли. Редакцию разогнали и на русском языке полностью книжка Джойса появилась только через полвека. Вот и "Пост" - Владимира Чекасина и Игоря Дегтярюка - это не просто диалоги двух музыкантов. Это два переплетающихся потока сознания. У каждого из обоих музыкантов - своя внешняя история, причем обе внешне настолько разные, насколько только можно: Владимир Чекасин - дипломированный музыкант. Выпускник Свердловской консерватории в начале 70-х переезжает в Вильнюс и становится третьим в трио Ганелин-Тарасов-Чекасин, единственым новоджазовым коллективом, вошедшим в историю мирового джаза еще во времена СССР. В одном ряду с евтушенко-вознесенскими трио ГТЧ - выездное, когда требуется представлять свободу творчества в СССР - как разных евтушенко-вознесенских. Примерно в то же время москвич, студент - журналист Игорь Дегтярюк бросает ради музыки учебу на факультете журналистики МГУ и создает свою группу. Почему-то ее мало замечают постпрестроечные историки, хотя "Второе дыхание" было (и остается) не менее стильной командой, чем "Машина времени"," Удачное приобретение" или "Рубиновая атака". Более того, Дегтярюк становится первым гитаристом "Арсенала". Тогда "Арсенал" играл прогрессивный арт-рок. Лучшие свои годы "Арсенал" первого состава провел в подполье. Дегтярюк одно время поддерживал свою команду, а потом вернулся к журналистике. И немало преуспел на этом поприще. Впрочем, как и все рокеры первого поколения - из тех, кто ...скажем так, вообще остался на плаву. Но в середине 80-х начал подумывать о том, что стоит вернуться к музыке. И здесь внешний сюжет истории совпадает с внутренним. В 1994 году радиожурналист Дегтярюк идет интервьюировать известного саксофониста и автора музыки к популярным кинофильмам и театральным постановкам - например, к "Такси блюзу" - Чекасина на предмет жизни в независимой Литве . И наряду с интервью Дегтярюк и Чекасин делают музыкальный проект. Со второго раза записывается то, что вы сейчас можете услышать. Никаких нот, никаких договоренностей. Для Чекасина Дегтярюк - персонаж, которому нужно подыскать место в его театрализованной музыкальной драме. Для Дегтярюка - рокера дуэт с Чекасиным - прорыв в чистую музыку. Вообще-то старый добрый "белый блюз" -это чуть ли не единственная точка соприкосновения джазовой импровизации и рок-энергетики. Но 1994-й год - не годы 60-ые , и не 70-ые и даже, представьте себе, не 80-ые! Это пост. Точнее, после поста. Когда описываешь на словах дуэт спонтанных интуитивных диалогов Чекасина и Дегтярюка, все ждут этакого постмодернистского буйства цитат и пародий и не очень дружеских шаржей - как Atto - цикл гротесков коллеги Чекасина по трио ГТЧ - Тарасова - это коллажи из сталинских песен под электрифицированные барабанные марши. Короче - соц-арт. Чекасин и сам по себе, и с покойным Сергеем Курехиным - об этом есть фильм Николая Обухова "Диалоги" - тоже был недалеко от этого, только вместо монологов Тарасов, как уже говорилось, разыгрывал на сцене настоящие спектакли с заранее придуманными масками. Да и некоторые работы "Второго дыхания" - это сатирические песни про "пионерию", но под церковный обиход. Нет, этот "Пост" - это внутрення история человечества, уже прошедшая стадию гротесков и пародий. Пост - это после соц-арта. Этот пост - почти религиозное бдение. Чекасин и Дегтярюк не спят! Они на посту! Как Генри-Дэвид Торо у себя в лесу на озере Уолден или мыслители китайского Дао - пути. Дуэт Чекасина-Дегтярюка не имеет ничего общего с привычными формами импровизации - вы не найдете здесь столь любимых игр с передразниваниями, самоутверждениями или отрицаниями. Это два сходящихся и расходящихся внутренних монолога. Ничего лишнего, ничего на публику - все очищено от внешних примесей. Ни обрывков поп-мелодий, ни ритмов модных танцев, ни электрического саунда, так всегда легко выдающего дату записи. Все это ушло вместе с осадком - Пост. Это не медитация и не созерцание, это как белый свет, разложенный на семь цветов спектра. Или точнее - даосистская вселенная из пяти (а не четырех гераклитовских) элементов. Если прислушаться, то можно выделить пять частей (схождений и расхождений двух потоков сознания, где-то там, по ту сторону добра и зла) - вода (она же - север и зима), огонь( юг -лето), дерево ( Восток-весна), металл( Запад-осень). И пятый элемент: Земля - Центр - Конец лета. Как у Мандельштама в конце лета 1917: Россия, Лета, Лорелея. Разумеется, ни Дегтярюк ни Чекасин, скорее всего, ни о чем таком и не думали. Даже потсфактум они вряд ли сколь обратили внимание на то, что их внутренний диалог состоит из пяти частей. Но мы то с Вами знаем! Еще один ряд: Страх- Радость-Гнев-Беспокойство. И пятое: Земле, центру и концу лета соответствуют постоянство и рефлексия. Что и требовалось доказать. Саксофонист Чексин и гитарист Дегтярюк доказали. Но после - Пост. Дмитрий Ухов.